IT-школа потеряла 50% учеников, но никого не уволила.
Как IT-школа Comp-As справляется с последствиями пандемии.
Историю запуска этого проекта мы уже публиковали. С тех пор школа переехала в новое пространство, а семья основателей — стала многодетной. Сейчас проект переживает кризис. В этом материале супруги делятся опытом и полезными уроками, которые извлекли из новых, почти экстремальных для их бизнеса обстоятельств.
— Мы начали развивать собственную офлайн-школу по программированию и компьютерной грамотности чуть более 10 лет назад. В основном занятия посещают школьники, но взрослые тоже обучаются — индивидуально или корпоративными группами.
Ребята в среднем изучают 3−4 курса программирования за годы до окончания средней школы, приводят к нам младших братьев-сестричек и друзей.
Преподаватели выстраивают с детьми очень теплые дружеские отношения, которые, на наш взгляд, возможны только в офлайн-формате. Поэтому мы никогда не думали о внедрении в школе онлайн-обучения. Но жизнь внесла свои коррективы…
Это время можно назвать хаосом
У каждого бизнеса есть благоприятные периоды. В образовательной сфере наиболее продуктивна осень. В этот период дети хотят учиться, они записываются на разные курсы — ищут себя. К декабрю происходит стандартный отсев, около 10%: у кого-то изменилось расписание, а кто-то решил, что это не его. В итоге к Новому году у нас остаются ребята, которые по-настоящему «горят» программированием, дизайном и т.д.
Вторым после декабря сложным периодом в году является апрель-май. В это время детки уже устают учиться, а многие семьи на выходные уезжают на дачи или в деревню. Происходит отсев еще примерно 10%.
В этом году в связи с пандемией коронавируса ситуация развивается по совершенно другому сценарию.
В среднем в каждой группе у нас учится по 8−9 человек. Первых два ученика ушли на карантин с марта. К 17 марта в группы пришли в среднем по 4−5 человек. Стало понятно, что даже если официального карантина в стране не будет, эпидемия нас никак не обойдет, и самоизоляция будет одним из главных способов сохранить здоровье.
Это время вполне можно назвать хаосом. Мы много думали, разговаривали, обсуждали, как быть, куда двигаться и стоит ли двигаться вообще.
Все 10 лет мы строили свой бизнес без кредитов. Это наша стратегия. В более удачные периоды аккумулируем средства на будущее развитие либо на выживание в кризисные.
Сейчас тоже решили обходиться собственными силами. Вот как мы в итоге поступили:
1. Постарались избежать возвратов денег за пропущенные занятия. Ранее при пропусках занятий учащимися мы делали перерасчет только согласно предоставленным справкам от врача. С марта мы отменили справки и оплату стали принимать по факту — только за посещенные занятия. Эта мера оказалась эффективной — только 2 человека, заранее оплативших занятия в апреле, написали заявления о возврате денежных средств и перестали посещать Школу.
2. Не стали сокращать персонал. Сокращение штата — это самая крайняя мера, на которую нам бы пришлось пойти. Педагоги — наш самый большой капитал, поэтому вопрос сокращения сотрудников мы даже не озвучивали среди возможных вариантов в преодолении кризиса. Да, нам пришлось временно сократить зарплату, мы проговорили с командой эти вопросы.
3. Договорились с арендодателями. Аренда в этих условиях превратилась в тяжелое бремя — с учетом летних месяцев выходит почти полгода простоя площадей. Мы обсуждали и уже планировали сокращение арендуемых помещений, но это — непростой шаг, потому что мы арендуем это помещение много лет, у него удобное расположение в микрорайоне, комнаты обустроены нами, проложена компьютерная сеть.
Но мы уже по опыту знаем, что в любой ситуации — нужно пытаться договариваться. Арендодатели, поставщики, подрядчики — мы все оказались в сложной ситуации, в которой, тем не менее, можно найти какие-то решения, если начать диалог. Так, наши арендодатели одного из филиалов пошли нам на встречу и снизили плату на 50% на период с мая по август.
4. Учебный процесс частично перевели в онлайн. Учебный процесс частично перевели в онлайн. Как мы уже говорили в начале, несмотря на то, что мы — ИТ-школа, мы не рассматривали вариант обучения ребят в онлайне. Но нынешние обстоятельства вынудили принять решение использовать этот формат для тех ребят, которые предпочитают оставаться дома.
Индивидуальное обучение детей и взрослых достаточно безболезненно и быстро перешло в онлайн, чего не скажешь о занятиях школьников в группах. Об этом — далее.
Подбирали онлайн-сервисы по возрастам
Первой и главной задачей для нас было — выбрать сервис для организации дистанционного обучения. Мы начали работать при помощи Skype. Параллельно тестировали Zoom и Discord. В итоге обратили внимание, что каждый из этих сервисов имеет свои преимущества для определенных возрастных групп ребят.
При помощи Zoom мы обучаем большинство наших младших групп. Zoom легко устанавливается, дает устойчивую связь. Организовать встречу может любой, создавший учетную запись. Сервис позволяет не только общаться, но и обмениваться файлами.
Вы также можете делиться экраном (screensharing), при необходимости ставить демонстрацию экрана на паузу. Можно делиться не всем экраном, а только отдельными приложениями, например, включить демонстрацию браузера. В настройках можно дать всем участникам возможность делиться экраном или включить ограничения, чтобы делать это мог только организатор.
В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску. У организатора есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников. Можно войти в конференцию как участник с правами только для просмотра.
Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут. Стоимость платного тарифа c неограниченной продолжительностью конференций всех размеров и с количеством участников до 100 человек — около $ 15 в месяц. Есть тарифные планы и с другими условиями (бизнес, предприятия), но стоимость у них намного выше.
Сервис Discord используем в группах старшеклассников — 8 класс и выше. Эта программа создавалась для геймеров для обмена текстовыми и голосовыми сообщениями. Она достаточно сложна в установке и настройке, нужна обязательная регистрация. Качество связи и функционал хорошие, ребятам интересно взаимодействовать с ней. Все важные и не очень функции в Discord бесплатны, кроме самых замороченных, но они нам и не нужны:)
Из преимуществ Discord отметили для себя:
- хорошее качество звука и видео и очень экономное использование ресурсов компьютера
- возможность создания серверов (аналог групп в Skype) с функцией разделения на подгруппы — чаты и присвоения участникам различных ролей
- безопасность — в режиме стримера Discord блокирует все ваши данные от других пользователей.
Skype нам нравится для работы в небольших группах из 3−4 учеников. После добавления учеников в книгу контактов учитель может создать для каждого класса отдельный чат или группу. Для проведения видеоурока или консультации учитель может создать приглашение для учеников, разослав им ссылку на так называемое «Собрание». Ссылку удобнее всего послать в виде сообщения в Skype, но можно и на почту или в мессенджер.
Использование мессенджера бесплатно, но нет удаленного доступа к экрану ученика. Безопасность тоже под вопросом, поскольку к онлайн-уроку могут подключиться все, у кого есть ссылка.
Потеряли 50% учащихся, но выжили
Для того чтобы перевести детей на онлайн-обучение, была проделана огромная работа. С большинством наших учеников мы связывались лично. Проводили подключение и обучали работе с онлайн-платформами.
Первые занятия давались сложно. И преподавателям, и детям, и их родителям нужно было выйти из зоны комфорта.
Ученику — нужно было настроить свое рабочее пространство. Разобраться, откуда и куда скачать файлы, как отправить преподавателю задание на проверку и многое другое.
Нагрузка на преподавателей удвоилась. Методика проведения уроков изменилась, а значит, и подготовка к ним: мы меняли формат и количество методических материалов, искали новые приемы доступной подачи учебного материала и развлекательных минуток.
Ведь когда дети находятся рядом в классе — преподаватель беглым взглядом видит, кто из ребят на каком этапе выполнения практического задания, кому дать еще парочку минут, а кому — надо дополнительно разъяснить что-то или подкорректировать ошибки. При удаленном формате гораздо сложнее удержать внимание ребят.
Поначалу приходилось даже звонить и напоминать детям о начале урока, потому что обычный режим был нарушен.
С момента первого дистанционного урока прошло почти 2 месяца. Наладилась методика преподавания, дети освоились с новым форматом и режимом дня. Мы выполняем все задания по программе, иногда в конце занятия и на переменке можем поиграть в Алиас.
Конечно, перестроиться на дистанционный формат обучения смогли далеко не все ребята. Причины разные. У кого-то недостаточное качество интернета, кому-то не хватило терпения на перестройку, у кого-то — родители работают удаленно, и банально не хватило компьютера. Мы отметили также, что чем младше ученик, тем сложнее ему учиться онлайн и не отвлекаться.
Как мы уже говорили выше, в целом количество учащихся сильно сократилось — приблизительно на 50%. Но мы выжили и идем вперед. Например, у нас уже много лет учатся ребята из Заславля, Молодечно, Осиповичей и др. Раньше им приходилось ездить в столицу к нам на занятия. А теперь они просят оставить формат онлайн-обучения на следующий учебный год. Так что нам есть о чем подумать.
Пандемия преподала нам полезный урок
В целом все эти новые обстоятельства хоть и стали для нас шоковыми, можно сказать, что мы извлекли из них пользу. Например:
1. Подключили интернет-эквайринг. Раньше мы принимали оплату от физических лиц наличными деньгами с выдачей квитанций. А сейчас подключили к сайту услугу интернет-эквайринга и оплату за занятия принимаем удаленно — через сайт или интернет-банкинг. Это очень удобно и особенно актуально в нынешней ситуации.
Подключение этой услуги дало неожиданный эффект — сэкономило время наших клиентов и серьезно уменьшило нагрузку на наших менеджеров.
2. Мы стали создавать больше новых материалов к урокам. Например, по курсу «Компьютерная графика» по каждой теме записываем видеоурок и выкладываем на наш YouTube-канал. Дети, которые пропустили занятие, могут его посмотреть и разобраться с пропущенным материалом. И мы особенно благодарны нашим педагогам за то, что они вместе с нами прошли этот сложный период.
3. Запустили новый совместный проект. В сложной ситуации, в которой оказалась наша страна и особенно сфера образования, мы очень хотели помочь ученикам и учителям. Поэтому совместно с СШ № 111 г. Минска запустили проект «Информатика в школе». Записали видеоуроки к параграфам учебников по информатике с 6-го по 9-й класс и выложили их в свободном доступе. Каждый ученик, находясь дома, мог полностью освоить учебный материал программы 4-й четверти по предмету.
4. Освоили онлайн-обучение. И планируем дальше развиваться в этом направлении. Теперь мы готовы к любому развитию событий в новом учебном году. Хотя, конечно, мы надеемся, что осенью наши учащиеся будут не только учиться дистанционно, но и вернутся в классы. Потому что офлайн-обучение по-прежнему будет нашим основным форматом.
Учебный год почти завершился, но летом мы не «простаиваем». Ежегодно в июне и июле мы проводим интенсивы по самым популярным IT-дисциплинам (Компьютерная графика, WEB-дизайн, Программирование на языке С) в летней школе. Это позволяет особо активным ребятам освоить некоторые годовые курсы за неполный месяц и сэкономить время. Есть также короткие 1−2-недельные курсы по Scratch, видеомонтажу, Pascal и пр., которые помогают сомневающимся ребятам понять, стоит ли им вообще «идти в айти».
Нам понадобится время, чтобы выйти из пандемии, и мы понимаем, что торопиться в офлайн не стоит. Поэтому Летняя IT-школа Comp-As в этом году будет работать как в аудиториях, так и в онлайн-формате.